Виталий Pradd — Наследие Эпохи Викингов в Современной Татуировке

Водной из наших предыдущих статей мы уже делились с вами нашим открытием невероятного, захватывающего и безукоризненно оригинального воплощения искусства ушедшей эпохи свободных и воинственных Викингов в татуировке.

Учитывая редкость данного направления татуировки среди современных художников, а также малое количество информации в целом об искусстве северных народов, мы не могли не копнуть глубже в эту тему и не поговорить с тем, кто может больше других рассказать обо всём этом.

Давайте познакомимся ближе — Виталий Pradd, татуировщик из испанской Барселоны, историк и продолжатель вековых традиций северного орнамента в тату.

Расскажите немного о себе. Откуда вы и где сейчас работаете?

— Привет всем! Ну что сказать, меня зовут Виталий Кравченко. Сам я из Москвы, прожил и проработал там достаточно долгое время, но в данный момент живу и работаю в Испании, Барселона.

Как и когда вы решили стать тату мастером? Кто вас учил? Как вообще это было?

— Ответ на вопрос «как я стал татуировщиком», прямо скажем является тайной для меня самого. Я не скажу, что это было целенаправленное движение к этой профессии. Наоборот, я получил образование по специальностям, никак не связанным с художественными направлениями.

Я по образованию инженер-конструктор, а также преподаватель истории. И вот, как раз вторая моя профессия — историка, непосредственно связана с моим хобби — исторической реконструкцией…

Я очень люблю историю, особенно ранний-средневековый период. Времена Викингов и становление нашего государства. И как-то раз я просто увидел работы Питера Мэдсона (ранее основатель студии Meatshop Tattoo, в городе Копенгаген) и понял, что хочу этим заниматься.

Я любил татуировки, но для меня они были раскрыты несколько с обывательской стороны (какие-то стандартные стили…). Просто не углублялся в этом вопросе никогда. И когда я увидел, КАК это может быть, это перевернуло мой мир. Так и решил.

Меня никто никогда не учил. Я подсматривал за знакомыми татуировщиками в одной из студий Москвы, и единственное, что они мне посоветовали — ряд оборудования, среди которых был блок питания Мастек и дикие индукции от Сереги Машиниста (земля ему пухом). Забивал своих друзей методом проб и ошибок, смотрел кучу видео о татуировке. Честно, воровал дизайны Питера, не полностью, а просто общую концепцию. Это сформировало мой стиль.

В один момент понял, что преподавательская деятельность для меня и работа татуировщиком не совместимы. И я ушёл из школы. Поменял пару студий (где был на испытательных сроках), пока не попал в одну (на тот момент) хорошую студию, где мой прогресс пошёл вверх. Но своим стилем я занимался мало. Очень мало. Не было практически желающих. Так что, как и большая часть молодых татуеров — колол всё, от бесконечностей, до попыток реализма.

Что для вас лично означает слово «татуировка»?

— Татуировка для меня это исторически верная традиция человека идентифицировать себя перед остальными. Отсюда и разнообразие стилей, идей и так далее… В татуировке ты можешь себя реализовать как мастер, который эту татуировку нанёс, и как индивидуальность, который создал определенную идею и донес до мастера, чтобы вместе создать гармоничную картину.

К сожалению, также это и всякий шлак. Но я это татуировкой не считаю. В татуировке должна быть идея и её раскрытие. На мой взгляд. Хотя, опять же для многих и это не тайна, общество в России сильно изменилось и понятия о татуировке тоже поменялись.

Давайте поговорим о вашей работе. Как вы пришли к работе со скандинавским орнаментом?

— Как и говорил ранее, я уже достаточно давно занимаюсь исторической реконструкцией. Более 18 лет. И как раз основное направление у меня — это эпоха викингов. Я очень её люблю… Это очень важное для Европы время… для становления государственности. Также оно очень красивое, особенно, что касается искусства.

Я с самого начала полюбил все эти орнаменты. И не только скандинавские, но так же славянские, балтские и так далее. Вся Северная культура. Плюс отучился на историка. Был на археологических раскопках. И все это мне кажется настолько простым и красивым. Причём действительно простым. Хотя, все это видят по разному. Вот именно из-за этого я решил заниматься не просто татуировкой, а именно данными орнаментами. Пусть и в новой школе 🙂

Можете назвать себя экспертом данного направления?

— С определенной стороны можно 🙂 Я изучал историю и археологию — в принципе этого достаточно. Весь орнамент оставлен на определенных артефактах — резьба, ювелирка в основном. Она делится на определенные периоды и регионы. Это я и изучаю. А также сравниваю с другими народностями. Я даже делал как-то видео для людей с кратким описанием по стилям и отличиями. Кстати очень понравилось зрителям. Сказали делать ещё, но руки пока больше не дошли.

А можно немного истории? Откуда берет свое начало скандинавский орнамент? И как он превратился в итоге в татуировку, которую мы видим сегодня?

— Говорить о теме северного орнамента можно бесконечно. Это огромный пласт культуры большого количества народов 8-12 веков. Я не называю это скандинавским орнаментом. Как-то среди коллег татуировщиков в данном направлении закрепилось обозначение Nordic ornament. Так как это не просто вид искусства исключительно Скандинавии, но и смежных с ними народов, к которым можно отнести и славян, к примеру.

И так как эпоха викингов — это эпоха путешествий, то и смешение культур и жанров было обычным делом. В основном сам орнамент остался на поверхностях артефактов (предметы созданные руками человека), в виде резьбы по кости и дереву, ювелирных изделиях, на камнях. Как таковые изобразительные источники встречаются крайне редко в силу их плохой сохранности.

О татуировках мы по факту вообще можем догадываться, так как мумий с тех территорий не сохранилось, а есть только описания путешественников, которые упоминали только иногда нанесённые рисунки, но можно ли их считать за татуировки мы не знаем. Так что, мы используем сейчас то, что было на предметах. И география данных предметов достаточно обширная. К слову, из-за этого и происходят ряд ошибок среди людей, которые используют символы в татуировке из абсолютно разных культур. И это иногда выглядит так, как будто вы взяли японскую гравюру и добавили тайские орнаменты.

Какие типы северного орнамента вы используете в своей работе?

— Лично я в своих работах люблю использовать простые и более менее примитивные орнаменты из Борре, или наоборот, перехожу на замысловатые Маммен и Рингерике. Все зависит от того, какая проработка и детализация мне нужна. Но, опять же, хочу сказать, что мы только называем эти стили. По факту они так сказать, нью скульные. Исторический орнамент был более примитивен и утрирован. Исключая поздние скандинавские или кельтские узоры.

Что лежит в основе таких татуировок? С каким запросом к вам приходят клиенты?

— Вот за что я люблю данную орнаменталику, так за то, что как и в древности, в основу татуировки ты можешь уложить любой сюжет. Начиная от древних саг, заканчивая своей личной жизнью. Или чем то современным. Эти орнаменты абсолютно сказительны, выглядят брутально и воинственно, особенно если они масштабны. Я уже забыл когда я делал маленькую работу. Но, хиты так сказать не изменены: Один и вороны, Рагнарок и так далее … ну и конечно руны, к которым я отношусь достаточно серьезно.

Как вы трансформируете идею клиента в эскиз татуировки?

— Тут вообще тяжелый вопрос. Я практически не рисую эскизов. Все фрихенд. Мне нужно только узнать идею клиента, а дальше все как-то само. Исхожу из анатомии, доверия клиента, и площади, которую он готов мне отдать. Но обычно, в последнем случае, я не скуплюсь на размер, а клиент и не против.

Есть ли какие-то рамки в данном стиле, за которые нельзя выходить?

— Рамки, за которые нельзя выходить? Скорее, это просто логические ошибки. Такие, как рунами писать в английской или русской транскрипции, или использовать салат из символов разных народов.

Какие особенности своих работ вы хотели бы выделить?

— Особенности моих работ? Ну я скорее всего могу выделить большое количество деталей, а также контрасты линий (толстых и тонких). Толстые линии я всегда строю из точек. Тонкие линии можно просто вести, как обыкновенные. В работе в основном я использую 5rl tight 0,25. Так как я люблю очень маленькие точки, которые впоследствии задают текстуру. Ещё я люблю играть с белыми и чёрными орнаментами. Добавление кирпичного цвета. Это выталкивает слой над слоем.

Где вы черпаете вдохновение?

— Опять же, как и говорил ранее — в средневековых артефактах, а также в работах моих коллег. У них у всех очень разное видение, есть чему поучиться и что заимствовать .

Кто чаще всего обращается к вам за татуировкой Викингов? Есть ли что-то общее между вашими клиентами?

— Вот тут можно сказать, что обращаются почти все. Но в основном, кто уже пересёк 25-й возраст. И девушки и парни. Откуда только не было. И из армии, и учителя. Особенный толчок клиентам дал нашумевший сериал Викинги (который я, к слову, как историк ненавижу). По национальности — в основном европейцы. Хотя я даже как-то индусу делал татуировку. Данный стиль универсален, я считаю. Но объединяет всех клиентов скорее всего любовь к истории и викингам.

Много ли татуировщиков занимается подобным искусством?

— Сейчас количество татуировщиков в данном направлении выросло значительно. Я сейчас не говорю о качестве. Но количественно — это стало уже всё больше мейнстримом. Особенно в Европе. Когда я начинал, порядка 8 лет назад, мастеров можно было посчитать по пальцам. Сейчас многие из них выпустили своих учеников, ну или появились просто энтузиасты. Хорошо ли это — не знаю. Много ширпотреба появилось. Но не сказал бы, что это влияет на основных мастеров.

Есть ли у вас кумиры среди татуировщиков?

— Ну, я буду говорить о них конкретно, как о мастерах. Мне довелось с ними встречаться и работать, и я предпочту мнение о людях не раскрывать. Но как Мастера — Piter Madsen (его можно назвать основоположником современного нордик орнаментала), Jannike Wiese Hansen, Colin Dale .

Каким оборудованием вы предпочитаете работать и почему?

— Раньше я работал картриджами. И использовал тачки от Lithuanian Irons. Я и сейчас считаю что это одни из лучших машинок на нынешнем рынке. Но потом , когда мой ротор сломался, и плюс ко всему я отчаялся найти хорошие картриджи (ИМХО, естественно), я перешёл на примэйд иглы. И попробовал тачки от Dan Kubin и Workhorse irons.

Теперь у меня три эти тачки, которые помогают работать очень качественно и быстро. Ещё хочу 🙂 А ещё с ними чисто эстетическое удовольствие работать. Что не говори, а Dan умеет делать красивые машины. И дорогие 🙂

Какой совет вы могли бы дать начинающим татуировщикам?

Мой совет простой: будьте готовы жертвовать всем, но идти именно за своей целью. Не бойтесь потерять всё. Если вы отдаётесь любимому делу с головой, это окупится с лихвой. Если уж вы выбрали быть татуировщиком, то пытаться делать татуировки и одновременно работать на какой-то работе у вас не получится. Просто вы перегорите и бросите татуировку.  Это не даст вам возможности развиваться. И ищите свой стиль, свою особенность, именно в этом вы найдёте конкретно своего клиента. В нынешнее время мастеров очень много… и либо ты популярный, и у тебя много клиентов, либо ты раскрученный… все остальные, которые не имеют ничего особенного в своём творчестве, или просто ленивые — будут вынуждены сидеть в тени первых двух. Тут такая тема — либо ты вкалываешь, либо доедаешь хлеб без соли. ИМХО 🙂